Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
26.01.2018

О МЕРАХ ПО КОРЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО, СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Указ Президента Республики Узбекистан

Государством уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы непрерывного образования, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышения доступности и качества образовательных услуг.

За прошедшие годы реализован комплекс мер по развитию профессионального образования, укреплена правовая база в целях обеспечения модернизации и обновления содержания учебного процесса, принят ряд системных мер по оказанию адресной поддержки талантливой молодежи в достижении значимых результатов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах.

Вместе с тем проведенный анализ результатов развития общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования показал, что нынешнее состояние системы не отвечает современным требованиям и нуждается в коренном реформировании:

первое, отсутствие системного подхода в размещении профессиональных колледжей вблизи мест проживания населения становится причиной периодических массовых пропусков занятий учащимися, особенно в связи с недостаточной развитостью дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах и погодными условиями;

второе, существующая практика формирования материально-технической базы профессиональных колледжей привела к созданию учебных мастерских, не отвечающих направлению обучения, недостаточно укомплектованных необходимыми комплектующими и запасными частями. Средний уровень материально-технического оснащения профессиональных колледжей составляет лишь 56 процентов, а в 31 профессиональном колледже вообще отсутствуют учебные мас­терские;

третье, в результате недостаточного финансирования многие необходимые учебники и учебные пособия для системы профессионального образования не были изданы, 50 процентов учебников не переведены на русский и каракалпакский языки, а имеющиеся учебники ни разу не обновлялись;

четвертое, система подготовки кадров в профессиональных колледжах, не обеспечивающая реальные потребности отраслей экономики в регионах, а также устанавливаемые квоты приема в профессиональные колледжи, не учитывающие конъюнктуру рынка труда и наличие возможностей для организации производственной практики, в результате приводят к проблемам с трудоустройством выпускников;

пятое, современное состояние организации учебного процесса в профессио­нальных колледжах, применяемые учебно-нормативные документы, а также сроки обучения не отвечают уровню сложности профессий, недостатки в организации производственной практики приводят к снижению качества получаемых знаний и, соответственно, слабой востребованности выпускников по ряду направлений образования, в результате чего требуется организация дополнительного их обучения на рабочих местах после завершения учебы;

шестое, недостаточное развитие системы профессиональной подготовки различных категорий населения по принципу «Образование на протяжении жизни» оставляет невостребованными рынком труда значительное количество взрослого населения, а также молодежи и лиц с инвалидностью, нуждающихся в трудоустройстве;

седьмое, формальное отношение к организации учебного процесса в профессиональных колледжах и интеллектуальному, духовно-нравственному воспитанию учащихся, неэффективный механизм организации их свободного времени приводят к увеличению случаев совершаемых учащимися правонарушений и преступных деяний, снижению посещаемости занятий и интереса к учебе.

Переход с 2017/2018 учебного года на систему 11-летнего обязательного общего среднего образования получил широкую поддержку со стороны общественности, родителей и выпускников 9-х классов.

В целях коренного совершенствования системы общего среднего, среднего специального, профессионального образования на основе опыта развитых зарубежных стран, создания условий для подготовки квалифицированных кадров, повышения занятости выпускников профессио­нальных колледжей, а также реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах:

1. Установить, что:

начиная с 2018/2019 учебного года обязательное общее среднее и среднее специальное образование осуществляются в общеобразовательных школах, в том числе специализированных школах и школах-интернатах искусств и культуры, специализированных школах-интернатах олимпийского резерва, а также академических лицеях на основе непрерывного и 11-летнего цикла;

начиная с 2019/2020 учебного года прием в профессиональные колледжи будет осуществляться из числа выпускников 11-х классов общеобразовательных школ на добровольной основе с целью получения соответствующей специальности (профессии) со сроком обучения от шести месяцев до двух лет;

учащиеся профессиональных колледжей, принятые на учебу до 2017/2018 учебного года включительно, завершают обучение в профессиональных колледжах в установленном порядке по действующим учебным программам.

2. Считать важнейшими задачами сис­темы подготовки кадров в сфере профессионального образования:

подготовку квалифицированных кадров по востребованным специальностям, в том числе смежным, с учетом приоритетов и перспектив развития экономики, современных технических и технологических тенденций, обладающих практическими навыками работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и со знанием не менее двух иностранных языков;

координацию деятельности профессио­нальных колледжей по коренному повышению качества подготовки востребованных отраслями и сферами экономики специалистов с учетом реальных потребностей в кадрах и предложений предприя­тий-работодателей;

организацию педагогического процесса на основе новых форм и методов, нап­равленных на воспитание молодежи гармонично развитыми личностями, в духе патриотизма и преданности идее национальной независимости, а также на развитие духовных и нравственных качеств учащихся на основе нашего богатого научного, культурного и духовного наследия, уважения национальных и общечеловеческих ценностей;

всестороннее развитие сотрудничества с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями, привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов в области профессионального образования для совместной реализации современных инновационных учебных проектов;

приведение требований национальных стандартов профессионального образования в соответствие с требованиями Международной стандартной классификации образования, международных квалификационных рамок, организацию работы по поэтапному обеспечению соответствия и признания национальных квалификационных требований их международным аналогам;

систематизацию и последующее внед­рение наработанного практического опыта по организации дифференцированного образовательного процесса, органично сочетающего получение общего образования наряду с профессией, а также эффективной интеграции негосударственного сектора образования в государственную систему непрерывного образования;

обеспечение тесного взаимодействия системы профессионального образования и производства с активным использованием в учебном процессе инновационных идей, технологий и разработок в целях подготовки кадров, способных эффективно участвовать в процессах дальнейшего реформирования, модернизации и достижения устойчивого роста экономики страны;

реализацию мер по формированию современной материально-технической базы профессиональных колледжей, включающую высокоэффективное учебно-лабораторное оборудование, компью­терную технику и инновационные технологические парки, и ее дальнейшему укреплению и эффективному использованию.

3. Создать:

Республиканскую комиссию по координации дальнейшего совершенствования системы профессионального образования (далее — Республиканская комиссия) в составе согласно приложению № 1;

территориальные рабочие группы по системному мониторингу деятельности профессиональных колледжей (далее — территориальные рабочие группы) в типовом составе согласно приложению № 2.

4. Республиканской комиссии (К. Акмалов), территориальным рабочим группам обеспечить:

а) в трехмесячный срок всестороннее критическое изучение деятельности профессиональных колледжей в плане определения реальной потребности рынка труда в кадрах по специальностям, входящим в существующие программы обучения, соответствия их целевым параметрам программ социально-экономического развития регионов, выявления потенциальных отраслевых работодателей для последующего закрепления выпускников;

б) до 1 июля 2018 года разработку соответствующего проекта правительственного решения и его внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан, предусмотрев в нем:

передачу профессиональных колледжей в отраслевое подчинение соответствующим министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, коммерческим банкам и крупным предприятиям с учетом имеющихся реальных потребностей в кадрах в соответствии с целевыми параметрами программ социально-экономического развития регионов и прогноза рынка труда;

организацию многопрофильных колледжей для целевой подготовки кадров по востребованным специальностям на рынке труда для сферы предпринимательства, в том числе субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;

частичную реорганизацию профессио­нальных колледжей с оптимизацией их общего количества в связи с отсутствием востребованности по отдельным специальностям (профессиям) со стороны отраслевых министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий — заказчиков кадров;

целевое использование материально-технической базы, зданий и строений профессиональных колледжей, подлежащих оптимизации, имея в виду размещение в них общеобразовательных школ и учебно-производственных комплексов, а также дошкольных образовательных учреждений.

Установить, что Республиканская комиссия и территориальные рабочие группы прекращают свою деятельность после завершения мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте.

5. Министерству экономики совмест­но с заинтересованными министерствами и ведомствами по итогам каждого года вносить предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по открытию новых направлений образования и специальностей в профессиональных колледжах с учетом осуществляемых изменений в программах социально-экономического развития регионов.

6. Установить, что:

профессиональные колледжи осуществляют деятельность преимущественно в составе министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий — заказчиков кадров по отраслевой принадлежности;

стоимость передаваемых зданий, соо­ружений, оборудования, мебели и инвентаря профессиональных колледжей не является объектом налогообложения при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль;

содержание профессиональных колледжей за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан осуществляется до полного завершения обучения учащихся, принятых на учебу в профессиональные колледжи до 2017/2018 учебного года (включительно);

средства министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий, направляемые целевым назначением на содержание подведомственных профессиональных колледжей, обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров, освобождаются от обложения всеми видами налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

7. Министерству юстиции совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан внести:

в недельный срок в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан о совершенствовании деятельности Цент­ра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

в двухмесячный срок в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-минис­тра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Касимова Р.С.

 

Президент Республики Узбекистан

Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

25 января 2018 года.



DB query error.
Please try later.