Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
26.01.2018

КОММЕНТАРИЙ К УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования»

Государством уделяется особое внимание дальнейшему совершенствованию системы непрерывного образования, повышению доступности качественных образовательных услуг, подготовке высококвалифицированных кадров в соответствии с современными пот­ребностями рынка труда.

За прошедшие годы в процессе реформирования системы образования республики была соз­дана прочная правовая, организационная, материально-техническая база, что способствовало обновлению содержания обучения и воспитания для повышения интеллектуального потенциала молодого поколения и его гармоничного развития.

Вместе с тем всесторонний анализ результатов развития общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования за годы реформ, перехода на обязательное 12-летнее образование показал, что нынешняя система среднего специального, профессионального образования не отвечает требованиям сегодняшнего дня и нуждается в дальнейшем коренном реформировании.

В частности, отсутствие системного подхода в размещении профессиональных колледжей на местах, недостаточно развитая дорожно-транспортная инфраструктура в регионах явились причинами периодических массовых пропусков занятий учащимися;

обеспеченность профессиональных колледжей и их учебных мастерских учебно-лабораторным оборудованием отставала от темпов развития науки, производственных технологий и техники, уровень материально-технического оснащения профессиональных колледжей составил в среднем 56 процентов;

неэффективное и несвоевременное финансирование работы по подготовке и изданию учебников и учебных пособий привело к серьезному отставанию в обеспечении системы профессионального образования учебниками и учебными пособиями нового поколения;

существующая система подготовки кадров в профессиональных колледжах, не обеспечивающая реальных потребностей отраслей экономики в регионах, квоты приема в профессиональные колледжи, устанавливаемые без учета конъюнктуры рынка труда и наличия возможностей для организации производственной практики, оказывали негативное влияние на показатели трудоустройства выпускников;

осуществляемый учебный процесс в профессиональных колледжах, недостатки применяемых учебно-нормативных документов, единые сроки обучения независимо от уровня сложности профессий, недостатки в организации производственной практики приводили к снижению уровня получаемых знаний и слабой востребованности выпускников по ряду направлений, необходимости дополнительного их обучения на рабочих местах после завершения учебы;

слабое развитие системы профессиональной подготовки различных категорий населения по принципу «Образование на протяжении жизни» оставляло значительное число взрослого населения невостребованным на рынке труда, включая молодежь и лиц с инвалидностью, нуждающихся в трудоустройстве;

формальное отношение в профессиональных колледжах к организации учебного процесса и духовно-нравственному воспитанию учащихся, неэффективный механизм организации их свободного времени приводили к снижению посещаемости занятий и, как следствие, к увеличению числа совершаемых ими правонарушений.

В целях системного решения имеющихся в данной сфере проб­лем, обеспечения коренного совершенствования и развития сис­темы профессионального образования на основе опыта передовых зарубежных стран, обеспечения рационального и целевого использования материальной базы существующих профессиональных колледжей, а также создания условий для повышения эффективности подготовки квалифицированных и отвечающих требованиям рынка труда кадров в профессиональных колледжах, находящихся в ведомственном подчинении соответствующих министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий, учета потребностей и повышения занятости всех слоев населения принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию сис­темы общего среднего, среднего специального и профессионального образования».

Данным указом предусмотрено, что:

с 2018/2019 учебного года обязательное общее среднее образование осуществляется на базе непрерывного 11-летнего цикла;

с 2019/2020 учебного года прием в профессиональные колледжи будет осуществляться из числа выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений на добровольной основе для получения соответствующей специальности (профессии) со сроком обучения от шести месяцев до двух лет.

Указом также определены важнейшие задачи системы подготовки кадров в сфере профессионального образования:

подготовка по востребованным профессиям с учетом приоритетов и перспектив развития экономики, современных технических и технологических тенденций квалифицированных специалистов среднего звена, обладающих практическими профессиональными навыками работы, в том числе с использованием современных информационных технологий;

координация деятельности профессиональных колледжей по коренному повышению качества подготовки востребованных отраслями и сферами экономики специалистов с учетом реальных потребностей в кадрах и предложений предприятий-работодателей;

организация педагогического процесса на основе новых форм и методов, направленных на воспитание молодежи гармонично развитыми личностями, в духе патриотизма и преданности идее национальной независимости, а также развитие духовных и нравственных качеств учащихся на основе нашего богатого научного, культурного и духовного наследия, уважения национальных и общечеловеческих ценностей;

всестороннее развитие сотрудничества с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями, привлечение зарубежных специалистов для совместной реализации инновационных учебных проектов;

обеспечение соответствия требований национальных стандартов профессионального образования требованиям Международной стандартной классификации образования и международных квалификационных рамок, организация работы по поэтапному обеспечению соответствия национальных квалификационных рамок квалификационным рамкам развитых стран и их последующему признанию;

систематизация и последующее внедрение наработанного практического опыта по организации дифференцированного по срокам обучения образовательного процесса, эффективная интеграция негосударственного сектора образования в государственную систему непрерывного образования;

обеспечение тесного взаимодействия системы профессионального образования и производства с активным использованием в учебном процессе инновационных идей, технологий и разработок в целях подготовки кадров, способных активно и эффективно участвовать в процессах дальнейшего реформирования, модернизации и достижения устойчивого роста экономики страны;

разработка и реализация мер по формированию и рациональному использованию современной материально-технической базы профессиональных колледжей, включающей высокоэффективное учебно-лабораторное, компьютерное и иное инновационно-технологическое оборудование.

Указом создаются Республиканская комиссия по координации дальнейшего совершенствования системы профессионального образования, а также соответствующие территориальные рабочие группы, задачами которых являются:

изучение деятельности профессиональных колледжей в плане определения потребности рынка труда в кадрах по обучаемым специальностям, соответствия их программам социально-экономического развития региона, определения потенциального отраслевого работодателя для последующего закрепления выпускников;

разработка проекта правительственного решения о передаче профессиональных колледжей в отраслевое подчинение соответствующим министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, коммерческим банкам и крупным предприятиям с учетом имеющихся реальных потребностей в кадрах в соответствии с целевыми параметрами программ социально-экономического развития регио­нов и прогноза рынка труда, а также создание сети многопрофильных колледжей для обучения востребованным на рынке труда рабочим профессиям для хозяйствующих субъектов, включая предприятия малого и частного бизнеса, об оптимизации профессиональных колледжей в связи с отсутствием востребованности по отдельным специальностям (профессиям) либо по размещению в них общеобразовательных школ и учебно-производственных комплексов, а также детских дошкольных образовательных учреждений.

Принятие настоящего указа позволит обеспечить рациональное и целевое использование материально-технической базы существующих профессиональных колледжей, создание условий для повышения эффективности подготовки квалифицированных и отвечающих требованиям рынка труда кадров, занятости населения и дальнейшего развития системы профессионального образования в целом.



DB query error.
Please try later.