Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
01.12.2017

КВИНТЭССЕНЦИЯ ИДЕИ

..ни одно государство, ни один народ, ни одно общество не может видеть своей перспективы, если нет четкой, ясной стратегической задачи. Она должна быть понятна людям, поднимать и объединять их.

Ислам Каримов

 

 

Обретя собственную государственность, национальное и социальное освобождение, ­Узбекистан, исходя из национально-исторического уклада жизни народа, образа мышления, мировоззрения, национальных традиций и обычаев, своеобразия многонациональной республики, социально-экономической и политической ситуации, в лице своего лидера Ислама Абдуганиевича Каримова искал собственный путь развития, вырабатывал свою модель построения демократического общества.

Переход на основе принципа «Не построив новый дом, не разрушай старого» к нормальному, цивилизованному демократическому развитию эволюционным путем без псевдореволюционных скачков, трагических последствий и социальных потрясений, определяющим содержание политической философии Ислама Каримова, составил основу «узбекской модели» развития.

При разработке концептуально четкой стратегической основы будущего развития Ислам Каримов противопоставил популизму, некой политической иллюзорности жесткую, но оправданную реальность. Политический прагматизм руководителя страны состоял в том, что идеи рассматриваются не как самодовлеющая ценность, а прежде всего как надежный инструмент в повседневной деятельности государства и общества.

Ислам Каримов никогда не был идеалистом, популистом. Политическому идеализму он противопоставил трезвый политический прагматизм, суровый политический реализм. Эти качества не только определили конституцию его личности, но и человеческую философию, катехизис его как лидера — основателя, генератора реформ и преобразований общества. Эти феноменальные особенности его характера и стиля деятельности особенно ярко проявились в период крушения коммунистических идеалов. Как трезвый политик-демократ Ислам Каримов не просто отбросил обветшавшую и пришедшую в негодность идею, как ненужный хлам, а взял из нее самое рациональное и решительно поддержал курс на новое направление, разработав уникальную концепцию стратегического развития Узбекистана.

Непременное использование всего лучшего и полезного, что накоплено в процессе демократического прогресса других государств, а также разработанные И.А.Каримовым с учетом специфических особенностей республики пять принципов «узбекской модели» стали не только теоретической квинтэссенцией развития узбекистанского общес­тва, его перехода к социально ориентированной рыночной экономике, но и убедительным доказательством четко сформировавшегося зрелого, оригинального по своему содержанию политического и теоретического учения главы государства как неординарного политика и мыслителя.

Согласно политической теории И.А.Каримова, суть ключевых принципов сводится к тому, что экономика не должна быть в «фарватере» политики, быть подчинена какой-либо идеологии; в условиях переходного периода государство обязано выступать в роли главного реформатора; в обществе закон обязан верховенствовать; государство должно четко проводить сильную социальную политику; переход к рыночной экономике должен быть осущес­твлен продуманно и поэтапно, то есть эволюционным путем.

Сформированные Исламом Каримовым теоретически и практически прагматичные принципы образовали несущие конструкции концепции переходного периода, создали предпосылки демократии, обеспечивающие процессы дальнейшего национального развития. Сегодня их реализация обеспечивает общественно-политическую стабильность в стране, а главное — последовательное движение не только к внед­рению рыночных отношений, но и к формированию открытого гражданского общества.

Политическая философия принципов как целостная система общества определила механизмы управления этим общест­вом. Методологическое их значение в том, что целевое управление обществом всецело совпадает с закономерностью его развития изнутри, исходящего из реальных возможностей самого общества. Именно из внутреннего содержания данной теории и исходит конечная цель социального прогресса независимого государства.

Прагматичность идей Ислама Каримова состоит в том, что ­содержание национальной модели составляет общность принципов, их взаимосвязь и взаимовлияние. Построенные в четкой логической последовательности принципы востребованы между собой и взаимодополняют друг друга на основе диалектики причинно-следственных закономерностей. Генетический характер диалектики отношений между принципами, с одной стороны, обогащает суть и содержание каждого отдельно взятого принципа, с другой — обеспечивает постоянное совершенствование каждого из них.

Как показывает опыт независимого развития страны, гармоничность принципов, жизненность и мощное рациональное их стратегическое значение позволили определить дальнейший путь демократического прогресса Узбекистана.

Основополагающие принципы «узбекской модели» развития по своей философской, политической и социальной природе, назначению и статусу являются эволюционно саморазвивающейся, самосовершенствующейся теорией, стратегией. Определяющим критерием здесь становится умелое использование существующих возможностей, обеспечивающее стабильное развитие общества по пути демократии.

Результатами реализации в жизни этих принципов стали создание основ конституционного правового государства со статусом гуманизма и демократии, стабильное его становление и прогресс, а также последовательный конституционно-правовой динамизм, где Конституция, ее воплощение в политической системе, то есть конституционализм, определили конституционные методы власти.

Главное то, что Узбекистан, благодаря радикальным теоретическим идеям своего лидера, его умению реализовать их в жизнь доказал всему миру свою стойкость, способность на экономические, политические и духовные перемены, а народ — свое терпение, мудрость и широту души, огромное трудолюбие и созидательные возможности, способность, опираясь на собственные силы и потенциал, целеустремленно идти к поставленной цели.

Главное то, что основанная на пяти принципах модель развития и девизы «Реформы не ради реформ, а прежде всего для человека, для обеспечения его интересов», «Не построив новый дом, не разрушай старого», свидетельствующие об исключительной способности харизматичного лидера, в совершенстве владеющего сов­ременными политическими технологиями, получили практическое подтверждение.

Так цивилизованный мир открыл для себя нового незаурядного политика-прагматика, сурового реалиста и харизматика, чей уникальный феномен способствовал тому, чтобы убедить народ, вести его на волне новейших идей к национальному возрождению, к свободе и процветанию.

Принципы «узбекской модели» служили и будут служить целост­ной квинтэссенцией, объединяющей основой, интегрирующей базой для дальнейшего стратегического развития нашего общества. Свидетельство тому — Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, являющаяся логическим продолжением пяти принципов социально-экономического, политического развития страны.

 

Нарзулла ШОДИЕВ,

Абдурашид БЕРИКБАЕВ.


Мнения и предложения

Защита от автоматических сообщений

Последние новости: