Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Noyabr 2017   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
01.09.2017

НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

Алия ЮНУСОВА, член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

– В годы независимости в Республике Узбекистан создана надежная правовая база избирательной системы. Приняты законы, регламентирующие порядок организации выборов в представительные органы власти, Президента Республики Узбекистан, а также проведения референдума.

Так, законодательную основу выборов составляют законы Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и другие нормативно-правовые акты.

За последние несколько лет в стране состоялись выборы в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов — в 2014 году, Президента Республики Узбекистан — в 2015 году и внеочередные президентские выборы — в 2016 году.

Каждый раз по итогам прошедших выборов уполномоченными органами совместно с экспертным сообществом, институтами гражданского общества тщательно анализируются все практические аспекты, изучаются мнения и рекомендации авторитетных международных организаций, специализирующихся на наб­людении за избирательными процессами в различных государствах мира. Прежде всего это направлено на совершенствование национального избирательного законодательства и приведение его в соответствие с международными стандартами в данной сфере.

Так, по итогам последних парламентских выборов внесены поправки в статью 117 Конституции Республики Узбекистан, в соответствии с которыми установлен конституционный статус Центральной избирательной комиссии, определены принципы и порядок организации ее деятельности. Кроме того, обеспечена финансовая независимость ЦИК за счет внедрения новой системы, согласно которой расходы ЦИК по подготовке и проведению выборов предусматриваются в Государственном бюджете отдельной строкой. В Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности введена отдельная глава V1, предусматривающая административную ответственность за правонарушения в области организации и проведения выборов и референдума.

Благодаря изменениям и дополнениям, внесенным в избирательное законодательство по итогам президентских выборов 2015 года, выборы Президента Республики Узбекистан в 2016 году прошли в качественно новых условиях, полностью соответствующих общепризнанным принципам и нормам. В частности, установлен порядок включения в список избирателей наряду с постоянно проживающими гражданами временно проживающих лиц, определен порядок соз­дания участковых избирательных комиссий в местах содержания под стражей, установлен 24-часовой срок рассмотрения участковыми комиссиями заявлений по вопросу включения, неправильного включения или исключения избирателя из списка, ранее действовал двухдневный срок. Данные нововведения способствовали усилению гарантий избирательных прав граждан и были высоко оценены международными и иностранными наблюдателями.

Благоприятные условия для участия в выборах были соз­даны не только для граждан, но и для других участников выборов, в том числе для политических партий и выдвигаемых от них кандидатов. Речь идет об уменьшении с 5% до 1% количества подписей избирателей в поддержку кандидатов. Также конкретизирован порядок проведения предвыборной агитации путем определения понятия о ней, ее видов, форм и методов, введения запрета на агитацию за день до голосования за счет установления так называемого «дня тишины».

С избранием Шавката Миромоновича Мирзиёева Президентом Республики Узбекистан наша страна вступила на новый путь. По инициативе главы государства принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах. Следует отметить, что реализация задач, намеченных в Стратегии действий, предполагает также законодательное сопровождение, предусматривающее внесение соответствующих изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты, принятие новых законов. На сегодняшний день принято 15 законов и свыше 700 других нормативно-правовых актов, направленных на развитие всех сфер государственной и общественной жизни.

А накануне празднования 26-летия государственной независимости принят Закон Республики Узбекистан «О выборах в районные Кенгаши народных депутатов города Ташкента». Данный закон разработан в рамках реализации задач, обозначенных Президентом Республики Узбекистан Ш. Мирзиёевым в ходе посещения Чиланзарского района столицы 12 апреля 2017 года. Тогда глава государства поручил уполномоченным органам проработать вопрос образования Кенгашей народных депутатов в районах города Ташкента в целях обеспечения участия в проводимых широкомасштабных реформах и преобразованиях в нашей столице представительных органов государственной власти и расширения их бюджетных полномочий. Тем самым в Год диалога с народом и интересов человека с учетом мнений жителей, реального положения дел в районах столицы и существующих потребностей восстановлен ранее упраздненный институт районных Кенгашей народных депутатов. Выборы назначены на декабрь текущего года.

В целом совершенствование законодательных основ выборов в представительные органы власти — это непрерывный процесс, который будет продолжаться с учетом современных реалий, новых практических аспектов, требующих правовой регламентации. Он несет в себе главную цель — обеспечение проведения подлинно демократических выборов.



DB query error.
Please try later.