Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
22.09.2017

ЧРЕЗМЕРНАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БУДЕТ ОГРАНИЧЕНА

В годы, последовавшие после достижения нашей страной независимости, одновременно с устранением множества социально-экономических проблем были реализованы важные меры по реформированию системы государственного управления, вся деятельность которой была основана на административно-командных методах. Прежде всего требовалось отучить руководителей, выполняющих в течение долгих лет ответственные задачи, от привычки работать в ожидании приказов, научить их самостоятельно мыслить, потому что без этого нельзя было надеяться на большие результаты во всех других сферах.

Реформы, осуществляемые в послед­ние годы по демократизации системы государственного управления, важны тем, что служат именно этим целям. В частности, создание основ для многопартийности, учреждение двухпалатного парламента, а также изменения, внесенные в наш Основной Закон в 2011 году, в рамках претворения в жизнь Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране — все это способствовало дальнейшей демократизации системы государственного управления.

Сегодня в мире актуальное значение приобретают вопросы подготовки руководящих кадров, способных самостоятельно мыслить, в нужное время взять на себя ответственность, а также необходимость эффективного использования передового опыта. Потому что система, основанная на подходе, когда местные хокимияты работают не ради населения своей территории, а для подготовки отчетов, представляемых вышестоящему руководству, не отвечает требованиям нынешнего дня. В этом отношении очень значимую роль играет безусловное выполнение задач, определенных в Указе Президента нашей страны «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан».

Необходимо отметить, что данный указ, принятый в рамках достижения целей Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах, по своей сути открывает новую страницу в государственном и общественном строительстве Узбекистана. В Концепции определены шесть основных направлений коренного реформирования системы государственного управления.

В частности, в документе также конкретно указаны задачи по совершенствованию институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти. В соответствии с этим направлением будут внедрены четкие критерии и процедуры создания и упразднения органов исполнительной власти. То есть со временем хокимы будут не назначаться, а избираться. Необходимо напомнить, что, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах», кандидатуры хокимов области и города Ташкента для утверждения областным и Ташкентским городским Кенгашами народных депутатов представляются Президентом Республики Узбекистан после проведения консультаций с каждой из представленных в соответствующих Кенгашами народных депутатов партийных групп. В свою очередь, утвержденными считаются кандидатуры хокимов области и города Ташкента, набравшие большинство голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов. Теперь граждане будут реализовывать свои институциональные права через избрание в качестве руководителя территории уважаемого ими человека, которому они доверяют.

Также бесспорно то, что выполнение всех задач по рациональному распределению кадровых и материальных ресурсов, оптимизации органов исполнительной власти превратится в важную гарантию обеспечения народности реформ. Потому как деятельность работника, функции и задачи которого определены четко и конкретно, и он имеет достаточные возможности для их реализации, будет эффективной.

Еще одним важным аспектом Концепции административной реформы в Республике Узбекистан является то, что благодаря этому документу будет достигнута децентрализация системы государственного управления. Что это означает?

Это значит, что теперь при разработке и выполнении государственных и региональных программ развития хокимы будут вести почти самостоятельную деятельность. Говоря простым языком, в этих программах отныне будут отражаться не задачи, определенные «сверху», а вопросы, волнующие людей на местах. В свою очередь, на основе передового зарубежного опыта будут также совершенствоваться механизмы взаимодействия между местными хокимиятами и Кабинетом Министров. В этом процессе коренным образом будет пересмотрена система оказания государственных услуг населению, система «Электронное правительство» получит дальнейшее широкое внедрение в жизнь. В итоге населению не придется тратить время и деньги на поездки в районные, областные центры.

Также будет усовершенствована система работы с обращениями физических и юридических лиц. В частности, в этом направлении предусматривается внедрение механизма коллегиального заслушивания обращений. А это означает, что будут созданы условия для обеспечения прозрачности и справедливости в изучении проблем, волнующих граждан, и поиске их решения.

 

Зулайхо АКРАМОВА,

член фракции НДП Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса.



DB query error.
Please try later.