Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
09.02.2018

МУЗЫКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

О существовании Музея музыкальных инструментов при Ташкентской государственной консерватории я узнала, когда мы готовили к изданию книгу о музеях Ташкента. Созвонилась, узнала адрес руководителя музея. Ею оказалась Азатгул Ташматова. Договорились о встрече.

Когда я пришла, то Азатгул как раз вела экскурсию с группой преподавателей и руководителей музыкальных учреждений города. Рассказывала увлеченно, чувствовалось, что каждый инструмент ей дорог, интересен, каждому сопутствует своя история.

После того, как экскурсия закончилась, она провела меня по экспозиции, ознакомила с хранилищем, поразившим меня полнотой и разнообразием музыкальных инструментов. Выяснилось, что и сама Азатгул играет на одном из них — афганском рубабе.

 

— Скажите, какую роль играют музыкальные инструменты в духовном наследии узбекского народа?

— Народная инструментальная музыка усилиями многих поколений на протяжении веков сформировалась как уникальное эстетическое явление, представляющее значительный интерес не только для науки, но и для современного музыкального творчест­ва. Познание ее многочисленных свойств и составляющих их элементов открывает широчайшие горизонты для обогащения разнообразных форм творческой деятельности. Глубокий интерес к национальной истории, древнейшим пластам национального наследия, самобытным народным инструментам и, шире, к народной исполнительской культуре является характерной чертой нашего времени. Таким образом, музыкальные инструменты, будучи специфической формой отражения быта, истории, мировосприятия, художественных импульсов, играют важную роль в жизни узбекского народа.

— Как возникла сама идея создания музея?

— Официальное открытие музея музыкальных инструментов состоялось в 2004 году. Общее количество экспонатов вместе с обменным фондом составляет более 1000, из них около 800 — это национальные народные инструменты.

Функционирование музея открывает широчайшие перспективы для изучения и дальнейшего развития узбекского музыкального искусства. Наличие сохранившихся редких образцов различных моделей инструментов дает возможность ознакомления с ними широкого круга посетителей музея, и прежде всего подрастающего поколения. Естественно, что и зарубежные гости, живо интересующиеся народной инструментальной культурой, могут ознакомиться с узбекскими музыкальными инструментами, историей развития инструментального искусства, получить представление о музыкальных инструментах нашего народа, на которых в свое время играли и совершенствовали исполнительское мастерство Фараби, Джами, Навои и многие другие.

 Музей — составная часть научно-производственной экспериментальной лаборатории «Миллий чолгу», руководителем которой я являюсь. Данная лаборатория была основана в 1943 году. Вплоть до настоящего времени она ведет активную творческую деятельность.

Основными задачами сотрудников лаборатории являются собирание, изучение и улучшение тембровых качеств традиционных (этнографических) инструментов, а также работа над усовершенствованием народных музыкальных инструментов, отвечающих современным требованиям исполнительства.

Производство инструментов в лаборатории осуществляется по апробированной и качественной технологии, разработанной талантливыми узбекскими мастерами, сумевшими накопить опыт на протяжении более полувека. Лаборатория состоит из трех частей — научной, где работают научные сотрудники, мастер­ской по изготовлению, ремонту и реставрации традиционных и модернизированных музыкальных инструментов и музея музыкальных инструментов.

— Какие музыкальные инструменты можно увидеть в вашем музее?

— Почти все их разновидности. Это духовые инструменты, к числу которых относятся най традиционный, най пикколо, най свистковый, сурнай, кошнай, боламан, карнай, чанг кобуз; струнно-ударные инструменты — чанг традиционный и современный, канун; струнно-щипковые инструменты — кашгарский рубаб традиционный и концертный, афганский рубаб традиционный и современный, уд традиционный и современный, танбур традиционный и современный, саз традиционный и современный; семейство дутаров — дутар традиционный и современный; семейство струнно-смычковых иструментов — гиджак традиционный и современный, сато; ударные инструменты — дойра, нагора, сафоиль, кайрак, кошук, а также комплект детских музыкальных инструментов.

— Интересуются ли нашей музыкой и нашими музыкальными инструментами за рубежом?

— Музей и лабораторию активно посещают иностранные гости и специалисты. Существует взаимообмен по изготовлению музыкальных инструментов, взаимообогащению, исполнительскому мастерству, проходят мастер-классы. Создан обменный фонд, чтобы обогатить наш музей музыкальными инструментами других стран.

У нас имеются уникальные экспонаты, являющиеся достоянием узбекского народа. Эти инструменты представляют большую художественную ценность, и потому мы вправе гордиться тем фактом, что сумели сохранить их вплоть до наших дней.

— Вы руководите лабораторией. Это налагает на вас достаточно большие обязательcтва. Занимаетесь ли вы сами педагогической деятельностью?

— Да, я кандидат искусствоведения, профессор. Преподаю на кафедре консерватории «Исполнительство на народных инструментах» такие предметы, как история исполнительства на узбекских народных инструментах, антология узбекских народных инструментов и методика преподавания на узбекских народных инструментах. Руковожу подготовкой магистер­ских диссертаций. Выпустила четыре книги: «Каталог музея музыкальных инструментов», учебное пособие по классу дирижирования на основе телеоперы — дастана композитора Мустафы Бафоева «Великая Бухара», «Дони Зокиров номидаги давлат халк чолгулари оркестри», посваященную 100-летию Д.Закирова, и «Сугдиена» давлат халк чолгулари камер оркестри», посвященную камерному оркестру народных инструментов «Согдиана».

— Что побудило вас обратиться к народным музыкальным инструментам и почему вас заинтересовал именно афганский рубаб?

— Музыка стала обязательной частью моей жизни. Я родилась в Чирчике. В 1983 году окончила Ташкентскую государственную консерваторию по специальностям афганский рубаб и оркестровое дирижирование.

Афганский рубаб широко распространен в Узбекистане, Таджикистане и Афганистане. Он называется также бухарским и таджикским рубабом. Среди плекторных инструментов он отличается своей оригинальной формой. Инструмент состоит из длинного деревянного корпуса, глубина которого в полтора раза больше его ширины, и короткого, слегка загнутого назад грифа. Нижняя часть корпуса закруглена и затянута кожаной мембраной. Афганский рубаб имеет пять основных струн и одиннадцать резонирующих колки. Тембр инструмента матовый и бархатный. Он завораживает своей формой и звучанием. Вероятнее всего, это и привлекло меня.

 

Лариса ЛЕВТЕЕВА,

искусствовед, член НДП Узбекистана.



DB query error.
Please try later.