Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
16.06.2017

НОВЫЙ ЭТАП В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из направлений Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах является развитие образования вообще, и юридического образования в частности. В связи с этим на новый уровень выходят нормативно-правовая основа регулирования состояния и развития юридического образования в нашей стране и влияние глобализации на содержание юридической образовательной деятельности, а также на методику и технологию образования.

Как известно, пункт 112 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах в Год диалога с народом и интересов человека предусматривает дальнейшее совершенствование деятельности высших учебных заведений, готовящих юридические кадры.

В новой фазе реформы в сфере высшего образования особое внимание уделяется вопросам дальнейшего совершенствования юридического образования и развития правовой науки, коренного улучшения качества подготовки кадров, отвечающих современным требованиям, повышения эффективности законотворческой деятельности и правоприменительной практики.

Государственные образовательные стандарты, устанавливающие минимальные требования к содержанию основных блоков образовательно-профессиональной программы, максимальную трудоемкость ее освоения и требования к качеству подготовки выпускников, к сожалению, не содержат конкретных механизмов реализации поставленных задач. Процесс получения знаний, по нашему мнению, должен быть ориентирован на новые информационные технологии, что предполагает отход от традиционной организации процесса обучения. Поэтому для достижения поставленных целей необходимо усилить информационную составляющую подготовки специалистов в области юриспруденции. Все это и определяет нас­тоятельную необходимость корректировки государственных образовательных стандартов высшего образования по специальности юриспруденция.

Коренное совершенствование юридического образования — необходимый атрибут построения сильного правового государства. В связи с этим эффективность подготовки корпуса юристов во многом зависит от знаний и практических навыков бакалавров и магистров. Реформирование данной сферы непосредственно связано с постановлением Первого Президента Республики Узбекистан от 28 июня 2013 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров». На основании данного постановления Ташкентский государственный юридический университет определен высшим базовым образовательным и научно-методическим учреждением по подготовке юридических кадров по специальности юриспруденция.

Специализация правового обучения и подготовка юристов по определенным направлениям имеют значение с практической точки зрения. Исходя из этого, в ТГЮУ осуществляется подготовка бакалавров и магистров.

Новый стратегический толчок развитию юридического образования в Узбекистане дало постановление Президента Республики Узбекистан от 28.04.2017 г. «О мерах по коренному совершенствованию системы и повышению эффективности подготовки кадров в Ташкентском государственном юридическом университете». В частности, в постановлении отмечается, что принятые в ТГЮУ меры позволили повысить качество учебно-воспитательного процесса, наполнить его инновационным содержанием, внедрить эффективную систему оценивания знаний студентов, обеспечить тесную связь тео­ретической подготовки с правоприменительной деятельностью, направленной на формирование навыков самостоятельно приобретать и использовать новые знания. Выпускники университета активно привлекаются к участию в происходящих в стране процессах государственного строительства и демократизации общества, реализации приоритетных задач социально-экономического развития и реформирования судебно-правовой сферы.

Также в соответствии с данным постановлением продолжается укрепление профессорско-преподавательского состава специалистами с высоким уровнем профессионального педагогического мастерства, правовой и политической культурой, широкое вовлечение в образовательный процесс специалистов с практическим опытом работы.

Применение в учебном процессе планов, программ, учебно-методических материалов, нап­равленных на дальнейшую оптимизацию теоретических занятий с учетом углубления самостоятельной подготовки студентов, развитие аналитического мышления и профессиональных навыков юрис­та с ориентацией на потребности работодателей является одним из направлений развития ТГЮУ. Дальнейшее развитие модульной системы и инновационных методов обучения, широкое применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, расширение доступа студентов, преподавателей и молодых исследователей к глобальным информационно-правовым и образовательным ресурсам, совершенствование порядка прохождения практики, стажировки, а также внедрение клинического образования также находится под пристальным вниманием.

Следует отметить, что с учетом применения положительного международного опыта впервые в сфере юридического образования внедряется система перевода и накопления условных единиц определения объема учебной нагрузки студентов — кредитов.

Отличительная черта юридического образования в том, что оно напрямую связано с особенностями юридической деятельнос­ти. Юридический образовательный процесс должен отвечать сов­ременным требованиям правоприменительной практики, т. е. гибко подстраиваться под нее, с тем, чтобы высшее юридическое учебное заведение могло подготовить квалифицированного специалиста, ориентирующегося во всех аспектах юридической деятельности.

В сфере образования юридические специальности во всех странах мира занимают особую нишу. В США около 50 процентов, а в Англии 40 процентов выпускников учебных заведений являются юристами. В ведущих государствах мира, как показывают социо­логические исследования, на десять человек, работающих в различных сферах деятельности, приходится один юрист.

В Германии высшее образование является бесплатным даже для иностранцев. Профессия юриста пользуется большой популярностью, и не существует конкурса при поступлении в юридический вуз. Более того, Германия объявила о более широком привлечении иностранных граждан для обучения. В Германии студент на протяжении четырех лет изучает основные правовые дисциплины, после чего пишет ряд контрольных работ и сдает первый государственный экзамен. Затем проходит два года практического изучения различных юридических профессий: шесть месяцев в суде, четыре месяца в прокуратуре, четыре месяца в социальной сфере и других учреждениях. После окончания всей стажировки студент сдает второй государственный экзамен и, начиная с этого времени, готов работать в любой сфере юриспруденции, так как в стране готовят «универсальных» юристов.

Свои отличительные особенности имеет юридическое образование в США. Здесь ориентиром служит подготовка не столько теоретиков, сколько практиков. Образование американского юриста разбито на два этапа: четыре года колледжа и три года школы права. Притом по своему первому образованию американский юрист может быть и экономистом, и журналистом, и математиком. В школу права идут уже достаточно зрелые люди, широко образованные и понимающие, какие именно знания они хотят получить, то есть делают осознанный профессиональный выбор.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение эффективности подготовки кадров в сфере юридического образования — это сложный и эволюционный процесс. Поэтому коренное реформирование юридического образовательного процесса в соответствии с требованиями Стратегии действий даст мощный импульс подготовке юридических кадров с высокой квалификацией с учетом международных стандартов, внедрению инновационных методов организации учебного процесса и обеспечению широкого доступа молодежи к получению образования в этой сфере.

 

Ш. РУЗИНАЗАРОВ,

профессор кафедры «Гражданское право» Ташкентского государственного юридического университета, доктор юридических наук.

С. ИНОЯТОВА,

и.о. доцента кафедры «Гражданское право»

Ташкентского государственного юридического университета, кандидат юридических наук.



DB query error.
Please try later.