Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 

В последнем номере



Самое читаемое



Актуальные темы



Архив

«    Noyabr 2017   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
23.06.2017

ПОСЛЕДСТВИЯ БРАКОВ МЕЖДУ БЛИЗКИМИ РОДСТВЕННИКАМИ

Воспитание подрастающего поколения независимого Узбекистана здоровым, гармонично развитым, создание в будущем счастливой семьи, жизнь мужа и жены в мире и согласии во многом зависят от воспитания с детского возраста, ведения здорового образа жизни, утверждения положительных привычек и навыков.

Мировоззрение человека сначала формируется в семье. Семья — основа общества. Здесь должны быть взаимопонимание, твердый порядок, все члены семьи должны добросовестно выполнять свои обязанности, относиться друг к другу с милосердием, доброжелательно. Иначе не будет лада в семье. Восточные семьи опираются на многовековые прочные духовные основы. Именно в семье закладываются основы демократии, формируются требования, потребности и ценности людей.

Для формирования гармонично развитого поколения основную роль играет здоровье детей. В свою очередь, есть факторы, которые определяют здоровье поколений. Среди них решающую роль играет генофонд нации и отношение к нему сегодняшнего поколения. Генофонд любой нации, народа является бесценным богатством любой страны.

Один из факторов, отрицательно влияющих на наследственность поколений, — это удельный вес браков среди родственников. Как отмечают ученые, для того, чтобы генофонд нации был сильным, необходимо обеспечить уменьшение нас­ледственных болезней, а для этого необходимо снизить количество родственных браков.

Наследственность и изменения интересовали людей испокон веков. Первые понятия о нас­ледственности встречаются в произведениях греческих философов и врачей античного периода. Так, великий врач, реформатор древнегреческой медицины Гиппократ в своем труде «О семени и природе ребенка» писал о том, что семя организует все тело, из здорового семени создаются здоровые части тела, из больного семени образуются больные части тела. От лысого рождается лысый, от голубоглазого — голубоглазый…

Выдающийся ученый, философ, врач Авиценна — автор знаменитого «Канона врачебной науки» на основании своих наб­людений в сфере наследственности сделал вывод о том, что если человек будет здоровым и сильным, то его потомки тоже будут сильными и здоровыми. Он первым выдвинул идею о том, что «некоторые болезни передаются по наследству, проявление болезней связано с природой того или иного человека».

О том, что браки между родственниками опасны для здоровья их потомства, также говорил и великий биолог Чарльз Дарвин. Он написал три книги, в которых доказывал, что перекрестное опыление растений несет куда больше пользы, чем самоопыление. Ученый женился на своей двоюродной сестре Эмме Веджвуд, в браке с которой у Дарвина родилось десять детей. Трое из них умерли от туберкулеза и скарлатины, не дожив до десяти лет, а еще у троих вообще не было потомства. Дарвин догадался, что причиной этому мог стать его эндогамный (родственный) брак, поэтому он не раз в своих работах поднимал вопрос о болезненности потомков, рожденных от близкородственного скрещивания, и о том, допустим ли брак между родственниками.

О пагубных последствиях родственных браков хорошо знают и в нашей стране. Вопрос их профилактики по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В Узбекистане ведется большая разъяснительная работа по предупреждению ранних и родственных браков. 30 апреля 1998 года на 11-й сессии Олий Мажлиса был принят и 1 сентября 1998 года вступил в силу Семейный кодекс Республики Узбекистан. В нем, в частности, речь идет о проблемах брака, об их изучении и устранении, изложены правовые и моральные основы семьи. В статье 57 Семейного кодекса определены степени родства.

Общеизвестно, что в результате браков между близкими родственниками увеличивается количество случаев аутосомно-рецессивных заболеваний, смертности грудных детей, психических заболеваний, врожденных пороков. Так, в Узбекис­тане родственные браки являются одной из причин увеличения заболеваемости ретинобластомой — раком сетчатки. Это злокачественная опухоль глаз, которая развивается обычно в раннем детском возрасте.

Врачи отмечают, что в развитии плода у беременных женщин, состоящих в кровнородственном браке, нередко наблюдаются различные отклонения. В числе последних — анэнцефалия (отсутствие головного мозга), гидроцефалия (скопление жидкости в мозговых оболочках), скопление жидкости в брюшной полости, спинномозговая грыжа, порок сердца, патологии конечностей.

Планирование деторождения может сопровождаться отказом от брака двух гетерозиготных носителей одного патологического гена. Такое возможно при проведении молекулярной проверки рода, где часто встречается какое-то моногенное нас­ледственное заболевание.

Возраст мужа и жены также имеет значение при планировании семьи. Проведенные многочисленные исследования доказали, что больше встречается рождаемость детей с патологией хромосомы у женщин старше 35 лет и мужчин старше 40 лет. Заключительное решение мужа и жены о количестве детей в семье также зависит от уровня их интеллектуального и социального развития, степени близкого родства с больным родственником, количества индивидов с наследственной патологией в семье.

Дело в том, что есть группа наследственных болезней, которые определены благодаря патологическим изменениям генов, ответственных за те или иные признаки и особенности организма.

Хорошо понимая риски браков между близкими родственниками, специалисты — медики, педагоги, представители Комитета женщин Узбекистана, фонда «Махалла», работники загсов, консультанты сходов граждан махаллей по религиозному и духовно-нравственному воспитанию проводят на местах прос­ветительские мероприятия, семинары, встречи, беседы с населением на темы «Последствия ранних и родственных браков», «Культура здорового образа жизни» и другие.

Будущее нашего народа и процветание государства тесно связаны со здоровьем и гармоничным развитием наших поколений. Чтобы это обеспечивать, целесообразно по возможности уменьшить долю браков, заключаемых между близкими родственниками, в нашем обществе. Вместе с тем решение этого вопроса, который занимает особое место в ряду региональных, национальных и религиозных традиций и обычаев, требует большой осторожности и такта. В этом вопросе нельзя занимать позицию запрещения, что может ущемлять достоинство и права человека. Необходимо целенаправленно заниматься разъяснением, опираясь на сознание людей. Это самый эффективный путь.

 

Х. БАРАКАЕВА,

Ф. ХАКИМОВА,

Н. ХОЛИЕВА,

старшие преподаватели факультета международного туризма Ташкентского государственного экономического университета.



DB query error.
Please try later.