Ўзбекистон овози газетаси
  Ўзб  O'zb
 
09.02.2018

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Президент страны в Послании парламенту особо отметил важность создания населению еще более благоприятных условий, коренным образом повышающих качество и расширение государственных услуг. Организация прозрачного и эффективного процесса оказания государственных услуг при помощи ясных и единообразных стандартов и регламентов не только способствует внятности отношений между услугодателем и потребителем, но и исключает субъективный подход при оказании услуг должностными лицами, минимизирует степень коррупции в государственных органах.

В связи с этим при Министерстве юстиции Республики Узбекистан организована новая структура — Агентство государственных услуг, которое будет координировать и контролировать работу по их оказанию всеми государственными ведомствами. Созданные агентства начнут действовать при Народных приемных, будут оказывать оперативные и качест­венные услуги не только предпринимателям, но и всем гражданам. Данная реформа повысит эффективность деятельности органов государственной власти и управления при оказании путем применения информационно-коммуникационных технологий различных услуг физическим и юридическим лицам по реализации их функций и задач. Ибо качество государственных услуг — это основной и зачастую единственный критерий эффективности и качества государственного управления, деятельности органов государственной власти и управления.

В этой связи для Узбекистана особенно важно использовать зарубежную практику совершенствования процессов по оказанию государственных услуг. Необходимо отметить, что демократические ценности, служение интересам граждан — это не единственная причина совершенствования сферы оказания государственных услуг. В мировой практике есть страны, где в совершенствовании процессов оказания государственных услуг важную роль сыграли мотивы, связанные с улучшением бизнес-климата, созданием привлекательных условий для инвесторов.

Например, Сингапур известен тем, что особое внимание уделил вопросу оказания государственных услуг, предназначенных для предпринимателей, особенно нерезидентов. Так, 1 января 1989 года была запущена система TradeNet — первая в мире общенациональная система подачи торговой документации, которая стала важным фактором в создании благоприятных условий для ведения бизнеса в Сингапуре.

Правительство Сингапура сделало подачу торговых деклараций в электронном виде обязательной, и с помощью системы TradeNet 100 процентов торговых деклараций подается и обрабатывается в электронном виде. Через систему TradeNet за год проходит около 9 миллионов заявок на получение разрешений на торговлю, и 90 процентов из них обрабатываются в течение десяти минут. Таким образом, большая экономия затрат, повышение эффективности и уменьшение сроков рассмотрения в результате использования TradeNet значительно улучшили конкурентоспособность Сингапура как центра международной торговли.

Анализ опыта зарубежных стран в реформировании сферы оказания государственных услуг свидетельствует о практическом применении и использовании всех методов совершенствования. В первую очередь — реинжиниринга, стандартизации, регламентации, оптимизации и автоматизации.

Но применение вышеуказанных методов имеет свои особенности. Предпринятые меры по реинжинирингу процессов оказания государственных услуг были связаны с попыткой внедрения принципа «одного окна». Причин, побудивших многие страны выбрать модель комплексного обслуживания населения, очень много. Начиная с повышения качества самих процессов оказания государственных услуг и заканчивая вопросами противодействия коррупции.

Как известно, Канада является одной из первых стран, приступивших к осущест­влению реинжиниринга процессов оказания государственных услуг по принципу «одного окна». При этом в вопросах совершенствования процессов оказания государственных услуг Канада также выступает за автоматизацию этих процессов. Поэтому пересмотр всех процессов по оказанию государственных услуг реализовывался с ориентацией на их автоматизацию как на центральном, так и на местном уровнях. На центральном уровне были использованы программы, получившие название Service Canada и Government On Line. Именно они стали особо действенными ресурсами, обеспечившими реализацию идеи принципа «одного окна».

 Достижения в области автоматизации и оптимизации позволяют повысить качество государственных услуг, тем самым усиливая требования к оказывающим указанные услуги органам государственной власти. С 1992 года принятая во Франции программа La Charte des Services Publics определяет базовые принципы предоставления публичных услуг, такие, как прозрачность и ответственность, простота и доступность, привлечение населения и приспособление к нуждам граждан, доверие и надежность.

Подобная практика стандартизации процессов оказания государственных услуг стала возможной в Бельгии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Испании, Ирландии, а также в США, Австралии и Новой Зеландии. В области автоматизации процессов оказания государственных услуг страны Европейского союза показывают прогрессивные результаты. Одной из предпосылок таких достижений, безусловно, является наличие определенной нормативно-правовой базы, выраженной в соответствующих директивах ЕС.

Принцип гласности и прозрачности лежит в основе политики совершенствования процессов оказания государственных услуг в Японии. Важным здесь остается проведение прозрачной административной процедуры посредством придания гласности протоколов заседания государственных органов, оказывающих государственные услуги, а также использование механизмов контроля со стороны неправительственных и общественных организаций.

 Малайзия в качестве основы для совершенствования процессов оказания государственных услуг использовала методы автоматизации процессов оказания государственных услуг. Создан специальный Отдел административной модернизации и управленческого планирования (MAMPU) по внедрению системы электронных государственных услуг (e-public services), главной целью которого является обеспечение эффективной внутриведомственной и межведомственной координации и предоставления упрощенного доступа населения к государственным услугам.

Республика Корея достигла ощутимых результатов в повышении качества процессов оказания государственных услуг с помощью методов их автоматизации. Уже к 2002 году Республика Корея завершила процесс формирования системы электронного правительства. Программа электронного правительства предусматривала 11 направлений, пять из которых относились непосредственно к государственным услугам. Правительственный портал получил название eGovernment. Он использует единую информационную систему, охватывающую все административные учреждения и позволяющую осуществлять различные электронные государственные услуги, начиная от выдачи справок о регистрации по месту жительства и заканчивая получением информации об официальной стоимости земельных участков. Опыт совершенствования процессов оказания государственных услуг показывает параллельное использование нескольких методов. Однако одним из прогрессивных к настоящему времени признается автоматизация процессов.

Безусловно, реформирование сферы оказания государственных услуг — это длительный процесс. В условиях все большего использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, в сфере оказания государственных услуг процесс их реформирования становится постоянным.

Необходимо отметить, что в Узбекистане осуществляется коренное реформирование национальной системы оказания государственных услуг, направленное на реализацию благородной идеи «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу», где главной целью являются улучшение качества жизни населения, инвестиционного климата, деловой среды, развитие бизнеса и процветание нашей Родины.

 

 Омон МУХАМЕДЖАНОВ,

доктор юридических наук.



DB query error.
Please try later.